Законопроект госдумы убьёт фестивали и ретроспективы

В кино События

На первый взгляд, поправки в закон облегчают жизнь участникам смотров, на деле же зрители могут лишиться фестивальных показов и ретроспектив.

Согласно законопроекту, внесенному Министерством культуры 7 августа и принятому в первом чтении Госдумой 21 декабря, прокатное удостоверение теперь не потребуется не только зарубежным фильмам, ввозимым для показа на международных фестивалях, но и российским картинам. Ранее из-за необходимости получать прокатное удостоверение на российские фильмы для показа на фестивалях страдали мероприятия вроде «Артдокфеста». Чтобы не получать прокатное удостоверение (а это длительный и затратный бюрократический процесс), авторы фильмов порой передавали права на картины дружественным зарубежным студиям, чтобы по документам лента значилась как иностранная. Теперь необходимости в этом нет, однако есть новые условия: фестиваль должен включать конкурс и жюри, длиться не более 10 дней, а сами фильмы должны быть показаны в течение года, следующего за годом производства.

В соответствии с новым текстом закона прокатное удостоверение не потребуется только в случае «показа фильма на проводимом на территории Российской Федерации кинофестивале, включающем конкурсную программу, состоящую из оцениваемых жюри фильмов, общая продолжительность которого составляет не более десяти дней, при условии, что показ такого фильма на кинофестивале осуществляется не позднее одного календарного года, следующего за годом создания фильма».

На все фильмы, которые не будут удовлетворять этим условиям, будь то российские или зарубежные картины, необходимо будет получать прокатное удостоверение. Это означает, что организаторам всех фестивалей без конкурсной программы (а это множество фестивалей национального кино вроде AmFest и «Нового британского кино», которые проводит, например, компания CoolConnections) и ретроспектив (которые могли называться фестивалями, чтобы обойти закон, однако показывают ленты старше двух лет) теперь придется получать прокатные удостоверения на каждый фильм либо отказаться от проведения мероприятий, чтобы избежать штрафов.

«Прокатное удостоверение — это по сути своей документ, подтверждающий права владельца на фильм. Получить прокатное удостоверение в случае, если вы договорились с западным правообладателем о фестивальных показах, невозможно. Просто потому, что вы не являетесь владельцем этого фильма. Фестивальные права — это отдельный вид прав во всех международных контрактах. Лично я не знаю ни одной страны, где для проведения фестиваля российского кино было бы нужно прокатное удостоверение», — пояснила в комментарии КиноПоиску генеральный директор арт-объединения CoolConnections Надежда Котова.

Проект «Иноекино» так комментирует ситуацию на своей странице в сети Facebook: «Сделать [прокатное удостоверение] будет невозможно, потому что Минкульту невдомек, что права могут покупаться не на год или пять лет, а на конкретные несколько сеансов на определенные дни, даже разными компаниями одновременно, а для таких случаев прокатных удостоверений просто не существует в Минкульте. Но даже если придумают, то проходить бюрократический четырехмесячный процесс для каждого фильма (притом что планировка делается на год вперед с ритмом показов по два-восемь фильмов в месяц) и платить приличную мзду всего лишь за один-три сеанса, а не за тысячу и несколько тысяч, которые имеет прокатное кино, это абсурд, и это просто убивает возможность проведения мобильных синематечных/ретроспективных показов, какими и являются, например, наши „Синематека: Искусство кино“».

Надежда Котова подтверждает эти опасения: «Для нас принятие такой редакции закона будет означать буквально следующее: во-первых, большинство фильмов мы показывать в рамках фестивалей национального кино не сможем в принципе. Дело в том, что у многих киноинститутов, с которыми мы активно сотрудничаем, фестивальный пакет фильмов формируется как раз из картин, не проданных в Россию. В большинстве своем это будут как раз фильмы старше одного календарного года. Например, в программе Фестиваля японского кино, который в этом году прошел в Москве уже в 51-й раз, собраны фильмы, снятые за последние три года. Для небольших, но самобытных кинематографий, например исландского кино, шансов на отдельный фестиваль при такой формулировке закона нет вообще. Во-вторых, ретроспективы — их не станет. В этом году при поддержке прокатной компании Walt Disney Studios Sony Pictures Releasing мы делали ретроспективу Дэнни Бойла, в позапрошлом году с шведским посольством — ретроспективу Роя Андерссона, на 2018 год тоже есть планы. В-третьих, архивные показы просто исчезнут. В этом году в рамках фестиваля „Новое британское кино“, который мы делам с Британским советом, у нас была программа sci-fi, в рамках которой мы показывали фильмы старше одного года, отобранные для показа редакцией журнала „Искусство кино“. Отреставрированную копию „Бегущий по лезвию: The Final Cut“ Ридли Скотта мы показали в рамках фестиваля в 23 городах». По словам Котовой, сложностью станет и формулировка о десятидневной длительности фестиваля. Например, фестиваль американского кино Amfest в этом году прошел в 22 городах с 27 сентября по 30 октября.

Понравилось? Поделись с друзьями!