Руслан Герасимов: «У нашей молодёжи неправильное мнение о театре»

В театре Интервью

На следующей неделе театр Paradox готовится представить очередную премьеру творческого сезона – женский клуб «На высоте». В интервью порталу «В Культуре» руководитель театра Руслан Герасимов рассказал не только о новом спектакле, но и о пропаганде театрального искусства среди челнинских подростков.

 – Руслан, женский клуб «На высоте» вы планируете презентовать 19 декабря. Расскажи, что это будет?

– Во-первых, это будет взгляд мужчины на внутренний мир женщины. Как ни парадоксально, но первые очень хорошо понимают последних. Во-вторых, женский клуб я выдаю, как новый жанр, новый формат. Больше это походит не на пьесу, а на сценарий. О чём он будет? Действие происходит на крыше, девушка хочет посидеть одна в тишине, подумать о чём-то своём, но ей мешают это сделать. На крыше появляются другие девушки и начинают выяснять отношения, жаловаться на своих мужчин. Героини все разные. Здесь не будет драмы и каких-то душещипательных моментов. Лёгкая, игровая вещь. Это будет необычный, неклассический театр, к которому все привыкли. Всё-таки мы экспериментаторы и пробуем совмещать разные жанры, работать в разных направлениях.

– Сценарий полностью твой?

– Вообще в театре Paradox все спектакли ставятся по моим пьесам. Это наша фишка и отличает нас от других театров в городе.

– Уверен, что многие челнинцы не знакомы с творчеством Paradoxa. Думаю, им будет интересно узнать, как произошло становление театра. С чего всё начиналось?

– Всё началось в 2009 году со школы актёрского мастерства. Это была обычная студия, где занимались ребята. Спектакли в городе мы не показывали. Учились, сами ставили и своим же друзьям, родителям демонстрировали. По мере роста в творческом плане, мне нужен был какой-то выход, нужно было делиться своим творчеством и выводить ребят на сцену. Когда я пришёл в Пушкинский лицей,  решил создать театр Paradox. Мои ребята теперь не только учатся, но и получают практику на сцене, причём не в актовом зале, а на профессиональной сцене. Безусловно, встал вопрос и о качестве материала, иначе зритель не пойдёт в «детский» театр. Хотелось говорить о наших сегодняшних проблемах, о подростках. За первый спектакль «Яндекс знает», поставленный в 2015 году,  я очень переживал. Но после каждого спектакля люди плакали, и тогда я понял, что мы попали в точку. Сейчас людям не хватает какой-то искренности, о нас сегодняшних, таких «простых» людях никто не говорит. Я стал дальше писать пьесы, ставить спектакли, люди приходят и смотрят, даже по несколько раз. Пишут отзывы в нашей группе, и это здорово – есть обратная связь. Наш подростковый театр нашёл свою нишу в городе. Потому что в  современном театральном пространстве города, да и страны,  практически нет никаких предложений для  подростков в возрасте 10-16 лет.

– Театр работает с 2015 года. Есть спектакли, которые остались в репертуаре на сегодняшний день?

– В театре нет основного состава. Во-первых, ребята ищут себя. Они пришли, попробовали, кому-то понравилось – остался, кто-то понял, что это не его и уходит. У каждого есть шанс выйти на сцену и проявить себя. Поэтому репертуар всё время обновляется. Сейчас у нас остался только спектакль «М-7», первая премьера текущего сезона. Потом будет женский клуб «На высоте», а в январе планируем драму «Цивилизация» – тоже интересный проект. Думаю, что все они будут долговечными.

– Какие у вас ещё были проекты?

– Вышеупомянутый «Яндекс знает», который занял первое место в театральном конкурсе в Челнах «Если бы». Ещё один спектакль «В твоей голове» там же занял второе место. Также мы ставили «Дружбу по любви», «День ангела» и «Двор».

– Насколько я знаю, твои воспитанники, покинув Paradox, не собираются становиться актёрами. Зачем тогда это нужно им?

– Такой задачи я перед ними не ставлю. Если, конечно, ребенок сам проявляет желание и хочет пойти дальше учиться в институт, я его поддерживаю, и мы готовим с ним чтецкую программу для поступления. Безусловно, приятно, если ребята продолжают заниматься этим дальше. Но надо понимать, что некоторые воспринимают это как хобби. То есть у них другие планы на жизнь: кто-то физик, кто-то химик, и я не могу настаивать. Также здесь ребёнок учится правильно вести себя, самопрезентовать себя. Есть определённые секреты, как правильно показать себя, как не волноваться, куда девать руки.

– Ваш театр относится к разряду любительских. Есть у нас в городе такой замечательный пример, как «Ключ», который гораздо старше вас, опытнее. Стараешься ли ты в чём-то равняться на него?

Когда я переехал в Челны из Екатеринбурга и начал ходить по театрам, «Ключ» был мне самим близким по духу. Он был похож на театр, в котором я воспитывался, поэтому сразу его полюбил. За искренность и «непрофессионализм». Мы подружились, участвовали в фестивале «Действующие лица», меня приглашают на экзамены, «Лабораторию». Можно сказать, что они наши старшие братья. Многому учимся у них. Мои ребята ходят к ним на спектакли, потому что должно быть постоянное движение, обмен опытом. Поэтому хотелось бы видеть и «Ключ» на наших спектаклях. Нуждаемся в их совете.

– Если брать во внимание наши профессиональные театры – татарский, «Мастеровые».  Что-то подчерпываешь для себя у них?

– Это как «горе от ума»: чем больше знаешь, тем сложнее жить. Счастье в неведении каких-то правил, чем и отличается любительский театр от профессионального. Игра актёра в любительском – это такой единичный порыв, когда адреналин подскакивает, и ты делаешь сногсшибательные вещи, не свойственные тебе. А профессиональный театр это всё-таки больше ежедневная работа. Уважаю наши театры. С татарским драматическим мы дружим, ходим друг к другу на спектакли. «Мастеровые» в последнее время порадовали своими постановками. После прихода нового режиссёра в театр влилась новая энергия. Сами актёры ожили, глаза заблестели.

– Руслан, поделись вашими дальнейшими планами?

– Во-первых, моя воспитанница начала писать научно- исследовательскую работу на тему состояния театрального искусства в городе. Проводила опрос среди разных категорий граждан и выяснилась вот какая штука – жители нашего полумиллионного города не выбирают в качестве своего досуга поход в театр, при наличии трёх профессиональных учреждений. Они ходят в кафе, кинотеатры, сидят в интернете. Естественно, мы задались вопросом «Почему так?». Говорят, что очень плохая информированность. Поэтому очень классно, что в Челнах появился портал «В Культуре», где собрана вся информация о культурных событиях города. Во-вторых, несмотря на наличие профессиональных и любительских театров в городе, молодёжь осталась не у дел и надо что-то с этим делать. Поэтому в ближайшем будущем совместно с молодёжным центром «Нур», мы планируем провести театральный студенческий конкурс «СТ_арт». То есть каждый ВУЗ будет собирать команду, в который войдёт актёрский состав и режиссёр из числа студентов. Они самостоятельно будут выбирать материал, работать два месяца над ним. Я буду всё это курировать, проводить мастер-классы по актёрскому мастерству, по режиссуре и в конце марта мы планируем провести три фестивальных дня. Будет около 10-15 спектаклей, полноценных, полуторачасовых. Таким образом, будем пропагандировать театр среди молодёжи. Вообще у них неправильное мнение о театре, им кажется, что это что-то скучное и заумное. А ведь начинается всё со школы. У меня даже есть предложение к администрации города – мотивировать открытие театральных кружков в школах, потому что многие учащиеся по собственной воле никогда не были в театре. И это очень грустно, так как театры – это некое отражение культурного пространства в городе. Поэтому будем работать над этим вопросом.  Ну и постановки новых спектаклей в театре Paradox, поиски новых форм – работы много.

Понравилось? Поделись с друзьями!