Потудань: движение реки и мудрость дерева

В театре Рецензии

Рецензия на спектакль «Река Потудань» театра «Ключ».

Я шел на спектакль в облаке пыли, в тяжелом гуле машин. Во мне беспокоились мысли, скрипели нервы. Все, что набралось за неделю, теперь кружилось вокруг меня, подхваченное сухим ветром, набиваясь в карманы, в ботинки, в уши, в глаза, в углы сердца… почему-то именно сейчас я вдруг обнаружил в своем сердце углы… Кажется, я был болен.

Театр начался с вахты общежития… Общежитие пединститута разговаривало на незнакомом мне языке, но, к счастью, меня подхватили мягкие руки ключевцев и понесли по коридорам, отряхивая от декабрьской пыли. Когда я, наконец, выскреб с ушных раковин уличный песок, в меня начала вливаться первая порция «душеполезных песен».

Театр постепенно наполнялся людьми. Кто-то тихо общался со знакомыми, кто-то листал новостную ленту в телефоне, кто-то разглядывал фотостенд. Словом, все пытались успокоить дыхание после дикой погони за благами жизни.

Войдя в зрительный зал, в нос ударил сильный запах. Свет погас. Быт, машины, суета, пыль безснежного декабря, шум гудящих и пиликающих устройств остались далеко позади. А я, кажется, потерял сознание…

Я не читал роман. Я полностью доверился режиссеру и актерам. И они оправдали мое ожидание. Деликатно, негромко они взяли меня за руку…. Нет, не так.. они подняли мое тело и, покачивая словно река, унесли в те места и в то время, в которых происходила эта удивительная история.

Спектакль создан на абсолютно театральном языке. Как картины не рисуют и не смотрят, а пишут и читают, так и я читал спектакль. Я волновался, поймут ли зрители, которые в театре «впервые»? Но тут же отдернул себя: в «Ключе», впервые? Такого не бывает. А если и нужно приобщаться к волшебству театра – то только здесь, и только так.

Режиссер – это специалист во всем: в психологии, педагогике, в точных и гуманитарных науках, он историк, но прежде всего – Человек. Потому что только тонко чувствующий душу и слышащий ритм сердца сможет вот так излечить другого… Никита Кобелев достаточно изучил материал, поэтому он так точно передал атмосферу бытия. И более того, он смог передать свое видение актерам – они доверились ему и прекрасно чувствуют себя в этом волнующем пространстве.

Спойлерить не хочется, поэтому не удастся высказаться по некоторым деталям спектакля.

Сценография. Не нужно перегружать сцену подробными декорациями. Достаточно намека, отсылки, точной и лаконичной метафоры. Режиссер это знает, поэтому здесь все идеально: дерево, теплое, лечащее, дышащее, мудрое.

Запахи – это хорошо, это ассоциации, прямой путь к памяти. Но обоняние – очень чувствительное чувство)) Не люблю резких запахов, перемешанных, особенно серных – спичковых… Это выбивало по началу… Но я смирился, потому что за мое лечение взялись плотно))

Какие чистые люди! Прозрачные, как сама вода. Они текут, перетекают. Они обновляются. Ведь там, где вода застаивается, она превращается в болото. Люди текут, огибая тяжелые валуны, люди текут так, будто нет ничего важнее, чем влиться в море и успокоиться. Они самоочищаются.

Неумолимое движение. Жизнь движется, хочешь или нет, она течет и вчерашнее – это уже далеко и не вернуть.

Иван Поляков – удивительный актер. Всегда поражает, как в нем сочетаются мужество и тонкий душевный мир. Как в таком мощном, громоздком теле поместилась трепещущая, рыдающая душа? Эльмира Ахметова – девушка сильная, поэтому ее героиня получилась сильнее героя. Андрей Малышев поразительно точно передал возраст и самобытность персонажа. Весь актерский ансамбль журчал и очищал.

Какая важная тема поднята в спектакле – одна из многих тем: как жить и быть счастливым, если сила, а равно и смысл, покинули мужчину? Как вновь наполнить «сердце» кровью?..

Я вышел на улицу, но теперь не замечал шума города. Моя душа успокоилась, во мне звучали поющие чудесную песню голоса ребят. Что-то светлое поселили в меня и в сердце сгладили углы. Вроде тот же быт, суета, но как-то проще, легче. Я, кажется, излечился…

А назавтра выпал снег.

« – Вы меня не помните? – Нет, я вас не забыл… Мне больше некого помнить».

 

Николай Стеклов, некритик

Понравилось? Поделись с друзьями!