«Л.С.Д.» – для себя 

В театре Рецензии

В воскресенье прошла шестая «Лаборатория Современной Драматургии», проводимая молодежным театром «Ключ». Приятно, что к современным тенденциям прислушиваются и пытаются разобраться в современном театральном искусстве. Но почему это делает любительский театр, а не, к примеру, муниципальный русский драматический – загадка. Попытаемся разобраться.

О современной драматургии

То, что предлагает на сегодня современная драматургия – это, на мой взгляд, попытка вытащить  на театральную площадку максимальное количество «мерзости». При этом многие темы современных пьес – это то, чем дышит и питается нынешнее общество, а точнее молодежь. То, с чем можно столкнуться разве что в каких-нибудь темных переулках или услышать за стенкой малосемейки в неблагополучном районе; то, про что кричат меньшинства и пропагандируется с экранов ТВ и на просторах интернета, – это и есть наша сегодняшняя Культура.  С одной стороны – маргиналы обесчеловеченные, без признаков хоть какого-нибудь морального воспитания, но при этом «Личности», и с другой стороны – успешные ютуберы, инстаграмщики, философствующие и рефлексирующие на плачущих детишек, — это все то, к чему мы пришли, господа. Вывод один: современная драма в угоду общества уподобляется медиа-ресурсам, называя это «новыми решениями», «поиском». Кхм… Простите… Поперхнулся…

В нашем городке, с иным воспитанием, менталитетом отличным от столиц, мы избавлены от этих «поисков».  По сути, мы оказались выключены от современного театра. Наверняка, осознанно. Ведь все, что связано с «современным искусством», мы за километр обходим и нервно курим за углом, отмываясь от этой «заразы».  Господа! Но ведь это наша Культура! Куда вы все побежали? Стойте! У нас тут еще батл недооцененный… Это сегодняшние реалии.  Вы что, из этих самых: из тех, которые не смыслят в искусстве? Вы что, привыкли жить вчерашним «классическим» и завтрашним «утопическим»? Кхм… Простите…  Назрел вопрос: что будет с этими, на сегодня успешными, пьесами лет через 10-20? Останутся ли они в театре, или забудутся как оторванные листы календаря? Почему классика жива и актуальна даже через 100 лет? Наверно, потому что в ней общечеловеческие ценности. В них то, что будет болеть и гореть в теле и душе даже через 500 лет.  М? А современная драматургия, на мой, исключительно субъективный вгляд, – это сатира на злобу дня, анекдот, который уже завтра станет «бородатым».

О лаборатории

Так почему же именно «Ключ»? Потому что им за это «ничего не будет» в нашем тихом, прекрасном городе на Каме? Ну да, вряд ли данное событие в городе можно назвать распиаренным.  Или «Ключ» подстраховался? Ведь СД – это путь, не свойственный им. Всем известно, что молодежный театр – это классические произведения, высокохудожественный материал. Наверно поэтому он очень осторожно, без шума, «для себя» провел сию лабораторию. Чтобы не злить некоторых угодных личностей. Хотя… угодных личностей днем с огнем не сыскать, и колбасой не выманить.

Уважение и почет данному театру, который вот уже 14 год пытается бороться с безразличием со стороны местной администрации по отношению к театральному искусству. Театр «Ключ» стал своего рода спасительным кругом для той части интеллигенции города, которая устала от «профессионализма». Отмечу, что любительский театр – это не уровень качества продукта, а иное преподнесение материала зрителю. Главное качество такого театра – это искренний диалог исполнителя со зрителем. И в этом Театру равных нет. Поэтому билеты на их постановки раскуплены заранее, поэтому их отмечают на различных фестивалях, поэтому его любит зритель.

Но пожурить все-таки нужно

Никак не могу определить цель данной лаборатории. Пощекотать себе нервы жесткой драматургией? Так сказать, попробовать и выплюнуть? Или это жест «включенности» в современность – «мы следим за развитием театра»?

Кричащая афиша, разбросанная по соцсетям, с приглашением на просмотр эскиза – это больше походило на заигрывание: «смотри, как могу! А тебе слабо?»  А на деле извиняющиеся интонации в выступлении руководителя театра:  мол, мы это для себя, помять актеров, сильно не ругайте, не воспринимайте близко к сердцу… Но! Стоящие постановки были! О них позже.

Дорогой «Ключ»! Если вы все же заявляетесь как мероприятие городского уровня, для поддержания культурной среды, то отчего так несмело-то? Это – событие! Событие городского масштаба! Выявить потребности, тенденции, определить диагнозы нашего непростого (или слишком простого) общества! Тут либо дерзко и в наступление. Либо… Зачем вот это вот всё?

В итоге на показе эскизов присутствовали лишь те немногие, кто за театр болеет всей душой. Нет, из профессиональных театров никого не было. Не было и из управления культуры. Да и вообще все пришедшие – это близкие театру и по его духу люди. И ведь зря! Три дня огромной работы – для чего? Для Себя. Сами по себе собрались, сами по себе порепетировали, сами себе показали и сами жн себя пообсуждали…

Об эскизах

Первый эскиз по пьесе Дмитрия Богославского «Точка» был поставлен Айгуль Давлетьяновой.

(«Журналист, окончила московскую Школу драмы Германа Сидакова, занималась в актерской студии по системе Иваны Чаббак. Cейчас работает по системе Ли Страсберга в театральной студии в Москве. Айгуль приехала в Челны только на время Лаборатории. Участвует в ней впервые, оттого интерес к режиссеру вдвойне выше» — с группы театра в ВК). Зрители были в восторге… Но, думается, в восторге от пьесы. Внешне эскиз больше походил на читку. Пьеса, действительно, чудо чудное! Прекрасный материал. Хороший выбор, Айгуль! А где режиссерская работа?

Спектакль-эскиз «Тот самый день» по пьесе Ярославы Пулинович. Режиссер Алсу Хазанова («Актриса, режиссер и педагог театра-студии «Ключ». Первой ее режиссерской работой стал спектакль «Однорукий из Спокана» по одноименной пьесе Мартина Макдонаха, сыгранный на международном фестивале «Действующие лица – 2015». В том же году она впервые ставит театральный эскиз на «Л.С.Д.». Ее режиссерские и актерские находки всегда точно передают настроение произведения и посыл, который закладывал в него автор» — с группы театра в ВК.)

Могу поздравить город с рождением  молодого талантливого режиссера! Вот здесь была режиссура!

А исполнительница главной героини Полина Лысенко – смелая, точная актриса! Она, кстати, явно выбивается из всей труппы. Чем именно, не могу определить… Я бы еще раз сходил на этот спектакль именно из-за Полины. Браво! Да! «Ключ»! Хватит ли смелости  отойти от своих принципов  и что-то поменять в своем театре? Думаю, вы привлечете в свой театр новых зрителей этой постановкой. И дайте, наконец, свободу Алсу. Она готова, она может!

Спектакль-эскиз «S.O.S.» по мотивам пьесы Антона Лоскутова «Рождество». Режиссер Александр Маркин («Куратор культурно-образовательной платформы «Метро». Занимается кинорежиссурой, является организатором фестиваля короткометражных любительских фильмов «КЛЮФ». В Лаборатории Александр участвовал 5 раз, с самого её основания: представил 4 спектакля-эскиза и киноэскиз в прошлом году. В этот раз мы вновь увидим его работу в качестве театрального режиссёра» — с группы театра в ВК.)

Маркин – молодец. Он – кинорежиссер. Он видит по-другому. Любит он создавать сумасшедшие атмосферы и помещать туда зрителя. После его постановок всегда остается ощущение, что ты немного измарался об этот советский пыльный ковер, и эти нитки с старого дивана прилипли к твоему свитеру. И вся одежда пропахла   кислым воздухом этой старой квартиры… Это здорово. Маркин визуал, он создает картинку из мелочей, он проникает в нас через другие рецепторы – ассоциативные, бессознательные. Думаю, дай волю Маркину, и он создаст свой, уникальный театр. Подумай над этим, Александр!

О выводах

Театр «Ключ» – это театр поиска, театр глубокого изучения человеческих душ, театр самопознания. Вектор их деятельности больше направлен внутрь. Их путь – это путь по спирали вверх. Ключ – самоограничен жесткой внутренней дисциплиной, ревностно защищающий от любого любопытного глаза-носа-уха. Он с недоверием смотрит на все новое, но при этом искренне любит своего зрителя, свое дело, свой Храм. Желаю тебе, Театр «Ключ», новых высот и мягких подушек.

 Николай Стеклов, некритик

 

Понравилось? Поделись с друзьями!