Ильсур Казакбаев: «Новый спектакль в татарском драмтеатре Челнов должен захватывать зрителя»

В театре Интервью

28-й творческий сезон в татарском драмтеатре откроют новым спектаклем «Яратылмый калган ярлар» («Любимые, лишённые любви») по пьесе актёра культурного учреждения, драматурга Булата Саляхова. Над премьерой работает приглашённый режиссёр из Башкирского государственного академического театра драмы имени Мажита Гафури 32-летний Ильсур Казакбаев. Порталу «В Культуре» удалось разузнать чего ждать челнинцам от готовящейся в эти дни постановки.

 

– Ильсур, как тебе поступило предложение от Набережночелнинского татарского драматического театра?

– Позвонил директор театра Рашат Фаесханович, предложил поработать в Челнах и прислал материал – пьесу Булата Саляхова. Больше всего меня заинтересовала тема, затронутая в произведении. Признаться честно, я никогда не слышал и не читал про трудовые армии во времена Великой Отечественной войны. Углубляясь в тему, узнал, что этот факт тщательно скрывали – нет никаких официальных документов. А ведь для «советских немцев» это очень больная тема, из-за трудовых лагерей они остались без родины. Сейчас уже никто не хочет ворошить прошлое, к тому же это не самый лицеприятный момент в нашей истории.

– В процессе работы вносил изменения в материал?

– Разумеется, мне хотелось развить несколько линий, чтобы они имели свою кульминацию, своё завершение. У Булата Саляхова какие-то моменты были раскрыты не до конца, где-то я чересчур углубился, потому что мне хотелось максимально раскрыть. образы трёх девушек, из уст которых повествуется эта история. В итоге у каждой линии появилась своя точка отсчёта и свой конец. Появились новые персонажи, которых доселе не было в пьесе, что-то наоборот выпало. Это привычный рабочий момент и он всегда должен быть. Различные изменения, дополнения, что-то привносят сами актёры. Для меня очень важно, когда актёры участвуют в процессе. Нравится, когда они пытаются меня в чём-то переубедить – это творчество, взаимный обмен опытом.

– Как проходил отбор актёров? Ты сразу решил, кто будет играть ту или иную роль?

– Перед работой над спектаклем я не был знаком с актёрами, но заранее посмотрел их страницы на сайте театра. Знал только то, что мне будут нужны три молодые девушки. Приехал в Челны, познакомился с труппой, провели читку сценария и уже в процессе произошло распределение ролей. Вообще я редко могу сразу решить, кому отдать роль в спектакле. В большинстве случаев это происходит только после читки, обсуждений.

– Допустим ты знаешь актера, какой он и на что способен?

– Это совсем другое дело. В своём театре я могу себе это позволить, знаком с актёрами много лет. Знаю кто и на что способен. Здесь же всё было с белого листа. Знакомство произошло в первые репетиционные дни. Наблюдал за ними, узнавал их характеры, пытался понять их отношение к этой пьесе.

– Сейчас у вас идут репетиции. Что ты можешь сказать об актёрах нашего челнинского театра? Чем порадовали, чем удивили?

– Для меня, конечно, самое главное – это желание работать. Меня часто спрашивают, чем актёры отличаются. Я ставил спектакли в пяти театрах и очень трудно говорить об отличиях. У одних желание работать больше, у других – меньше. Причём абсолютно не важно, какой это театр – академический или провинциальный. Бывает, что и в академических учреждениях есть люди, которые не желают работать, а просто отсиживают своё место. Есть маленькие театры, где наоборот работают с большим желанием. Что касается ваших актёров, то потенциал в работе у них очень большой.

– Ильсур, как ты в целом оцениваешь работу нашего театра?

– Очень сложно оценивать. Сезон ещё не открыт, я не видел ни одного спектакля. Более того для оценки необходимо посмотреть разноплановые постановки. Слышал очень хорошие отзывы о «Слуге двух господ», «Женщине в песках». Как я уже говорил потенциал у театра есть. Ребята с профессиональной точки зрения все подготовленные. Порой на театральных фестивалях встречаешь коллективы из других республик абсолютно неподготовленные. По поводу организации работы тоже нареканий нет. Всё, что мы с художником придумываем, вносим какие-то изменения, поддерживается со стороны руководства.

– До премьеры остаётся совсем немного времени. Можешь ли ты приоткрыть завесу над спектаклем? Чего ждать зрителям?

– Не знаю, как ответить на этот вопрос, но меня как-то спросили, для кого вы ставите  свои спектакли. Я ответил, что в первую очередь для себя. Потому что я являюсь главным зрителем, именно я смотрю спектакль больше всех. Если мне не нравится постановка, то врядли она понравится ещё кому-то. Потом придут зрители, которые имеют право принять его или не принять. Так должно быть с каждым спектаклем. Чего ожидать? Этот спектакль в любом случае должен как-то захватывать. Когда я читал Мольеровские пьесы, в предисловии было сказано – главное, понравиться. Это очень важный момент. К тому же спектакль рождается только тогда, когда появляется зритель. Тут можно провести аналогию с римским Колизеем – сначала полкруга и когда круг полностью закольцовывается значит спектакль состоялся, произошёл обмен энергией, информацией. Бывает так, что круг не закольцовывается. Актёры говорят, что-то не так пошло, линии не замкнулись, ток не прошёл. А чем быстрее он проходит, тем быстрее это захватывает, как зрителей, так и актёров. Это всё взаимосвязано. Поэтому придут зрители и сами всё для себя откроют.

Параллельно работаешь ещё над чем-нибудь?

– Есть договорённости в нашем театре в Уфе, обдумываю предложения из Архангельска, Бурятии. Но параллельно работать, репетировать там и здесь не могу. У кого-то это может быть и получается, но только не у меня. Предпочитаю закончить одну работу, а потом уже приступить к другой.

– Каждый режиссёр хочет поставить спектакль мечты. У тебя есть такой?

– Это классика жанра, как с каждым актёром, который хочет исполнить роль Гамлета. У меня тоже есть такое желание. Даже, когда учился в ГИТИСе ставил отрывок по одноимённой пьесе с черепом Йорика. Эта тема не забывается. Не могу сказать будет это через год или пять лет, но рано или поздно к этому я приду вновь. Мощная пьеса. Не зря Шекспир считается великим драматургом, к которому должен обратиться каждый.

Кстати: Всего на счету молодого режиссёра из Уфы 12 спектаклей, включая «Любимых, лишённых любви». Премьера последнего в Набережных Челнах назначена на 6-е октября.

Понравилось? Поделись с друзьями!